На главную

 

У истоков эпохального изобретения минеральных красок KEIM (Кайм) стояли три выдающиеся личности своего времени: Иоганн Вольфганг фон Гете, король Баварии Людвиг I и непосредственно изобретатель этой краски, практик и исследователь Адольф Вильгельм Кайм.

Уже в средние XVIII века вяжущее вещество для будущих минеральных красок KEIM - жидкий силикат калия - было известно как «Силициум-Ликер». Но еще отсутствовали хорошие предпосылки и возможности для его производства и применения.

 В 1768 году Иоганн Вольфганг фон Гете возлагал большие надежды на свои опыты с жидким стеклом. В 8-й книге «Поэзия и правда» он пишет: "То, что занимало меня больше всего, был так называемый «Силициум-Ликер» (Liquor Silicium), который возникает, если расплавить чистый кремний кварца с соответствующей долей щелочи, из чего получается прозрачное стекло, которое течет на воздухе и представляет собой великолепную, ясную и чистую жидкость... ".

Однако Гете с его размышлениями так и не дошел до зрелой практики. Толчком для интенсивной исследовательской работы Адольфа Вильгельма Кайма послужили идеи короля Баварии Людвига I. Обладающий художественным чутьем монарх был в восторге от красочных известковых фресок Северной Италии и хотел иметь такие же шедевры в своем королевстве. Однако, погода к северу от Альп, как известно, существенно суровей и разрушает известковую художественную живопись в очень короткое время.

Таким образом, баварской науке было отдано поручение разработать такую краску, которая выглядела бы как известковая, но была бы более долговечной.

Убедительным решением этой задачи стали минеральные окрасочные системы KEIM. Идея запатентованной в 1878 году силикатной краски основывается на правильном смешивании жидкого силиката калия (жидкое стекло) и неорганических цветных пигментов.

В результате была получена уникальная краска, в которой качество, долговечность, защитные свойства и светостойкость были доведены до очень высоких показателей.

До сегодняшнего дня сохранились фасады, окрашенные в 19-м столетии, например, гостиница «Белый орел» в городе Штайн ам Рейн или Ратуша в городе Швиц (1891 г.), дома в Швейцарии, в Осло (1895 г.) или в Траунштайне, Германия (1891 г.).

Созданные А. Каймом силикатные краски в конце XIX – начале XX столетия получили широкое распространение в Западной Европе. В то же самое время целая плеяда художников Российской Империи также выполнили ряд  работ великолепными красками KEIM: росписи в Софийском соборе Новгорода (1897), росписи в Марфо-Марьинской обители в Москве (художник М. В. Нестеров, 1911), росписи в Курзале в Сестрорецке (орнамент), в церкви села Натальевка Харьковской области (архитектор А. В. Щусев, художник А. И. Савинов, 1912 – 1915).

И.Е. Репин и Е.О. Лансере так же были знакомы с красками KEIM. Они исполнили на бетонных плитах небольшого размера по одной работе-пробе. Несмотря на многолетнее хранение этих образцов не в самых благоприятных условиях, их красочный слой не имеет никаких признаков разрушения и по сей день. Известный технолог живописи профессор Д. И. Киплик, в свое время охарактеризовал краски KEIM как великолепный материал. Не менее высокую оценку дал им и советский художник-монументалист Н. М. Чернышев.